13.11.2020 Русский язык 7 класс

Тема. Времена глагола. Настоящее время глагола. I и II спряжения глаголов Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться на протяжении длительного времени (прыгать, толкать), но может и произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть), а может обозначать начало действия (запеть, закричать) или, напротив, его завершение (допеть, доварить, доделать), может указывать на действие, доведенное до определенного результата (прочитать, сварить, прожарить) или происходящее время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, почитывать). С чем связано это свойство глагола? Ответ на этот вопрос мы найдем в ходе сегодняшнего урока. 

*Как вы понимаете значение слова время?

*Прочитайте и запишите в тетради предложения, пословицы, фразеологизмы со словом время. Как вы их понимаете?

  1. Время летит.

  2. Время разум дает.

  3. Всякой вещи время.

  4. Делу время, а потехе час.

  5. Тянуть время.

― У глагола основными являются формы времени, показывающие, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать).

Время и вид глагола тесно связаны друг с другом. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: решал решает будет решать. Глаголы же совершенного вида имеют только две формы ― прошедшего и будущего: решил ― решит. Формы настоящего времени эти глаголы не имеют. 


***Спряжение ― это изменение глагола по лицам и числам.


*Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника по теме урока (найдите в оглавлении эту тему).


*Запишите текст. Определите время, спряжение глаголов.


Я каждый день взбирался на горку и смотрел оттуда, как пасуться олени. Они щиплют мох, а сами все время вскидывают голову и оглядываются, нюхают воздух ― не подкрадывается ли медведь?


Я видел у одного оленя царапину от медвежьего когтя. Медведь кинулся на оленя, да не успел схватить, только оцарапал. Прошел уже год, а рана все не заживает ― такая глубокая. Поэтому олени ходят стадом. Один почует опасность, зафыркает, и все олени насторожатся и убегут. (Г. Я. Снегирев)


**Работа над развитием культуры речи


Прочитайте шуточное стихотворение Н. Н. Матвеевой о культуре речи. Самостоятельно сформулируйте правило употребления глаголов одеть и надеть


"Одень", "надень"… Два эти слова

Мы путаем так бестолково!..

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

А шуба, стало быть, надета.

"Одень", "надень"… Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!


Контроль


― Запишите глаголы в два столбика: 1) I спряжение, 2) II спряжение.


Открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать, терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

05.09.2023 Зарубіжна література 5 клас

18.12.2023 Зарубіжна література 6 клас

07.09.2023 Технології 5 клас